ОСВОЕНИЕ БУКВ
|
|
Tamina |
Вторник, 2015-03-10, 10:04 | Сообщение # 1
|
Логопед
32 сообщений
|
Здравствуйте! Спасибо за возможность познакомиться с интересной методикой. Решила сегодня попробовать закрепление буквы Д с одним своим ребёночком (не может её никак запомнить) - и не получилось ничего... Лепил-лепил, вылепил нечто отдалённо напоминающее письменную Д. Причём всё время смотрел в азбуку, да не больно она ему помогла... Дальше лепить отказался. У мальчика куча всяких проблем, в том числе с мелкой моторикой. Может,не для него этот метод или я не с того начала?
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2015-03-10, 12:46 | Сообщение # 2
|
Админ
708 сообщений
|
Добрый день, хотелось бы понять проблема с печатной буквой Д, прописной g или с самой буквой. Если с печатной, есть ли проблемы с другими буквами, такими как: А, К, Л, М, И, Ж, Х, т.е. буквы состоящие из прямых и наклонных линий? Если с прописной, есть ли проблемы с похожими прописными буквами, например у? Если проблема именно с самой буквой, по-видимому у ребенка имеется какой-то страх или негативное воспоминание или неприятная ассоциация с этой буквой и он старается этого избежать. В этом случае, ответ на вопрос хранится в голове ребенка, и ваша задача вывести его на откровенный разговор.
|
|
| |
Тая |
Вторник, 2015-03-10, 14:59 | Сообщение # 3
|
Модератор
306 сообщений
|
А может быть, дело не только в букве, но и в звуке, который эта буква обозначает? Не путает ли мальчик звонкие и глухие звуки в произношении и на слух? У моего ученика именно такой случай. И я вот думаю, будут ли ему полезны такие занятия?
|
|
| |
Yucca |
Вторник, 2015-03-10, 15:19 | Сообщение # 4
|
Модератор
767 сообщений
|
Чтобы узнать, будут ли полезны занятия, надо попробовать. У меня младшая девочка-первоклассница (не дислектик вроде) путала буквы Д и Т при чтении. Хотя сами буквы различала, называла и писала правильно. А при чтении почему-то случались замены (не всегда, но частенько). Я с ней проработала алфавит, как это делают по методике Дейвиса (см первую книгу Дар дислексии) (без постановок умственного глаза и проч. - только лепку алфавита сделали), в прямом и обратном порядке. На буквах Д и Т останавливались особенно - рассматривали их, обсуждали чем похожи и чем различаются. Потом клали на стол и дочь пальцем показывала и командовала - ты буква Д, означаешь звук Д или Дь. Ты буква Т, означаешь звуки Т или Ть. В процессе лепки и освоения дочь алфавит выучила, причем хорошо выучила. И вот замен Д и Т с тех пор я вроде не замечаю (ттт).
|
|
| |
Тая |
Вторник, 2015-03-10, 15:24 | Сообщение # 5
|
Модератор
306 сообщений
|
Цитата Yucca ( ) путала буквы Д и Т при чтении. Вот и у меня путает при чтении и письме... Значит, надо проработать весь алфавит? А я для экономии времени хотела сразу за проблемные буквы взяться... На весь-то алфавит у меня уже времени не будет...
|
|
| |
Yucca |
Вторник, 2015-03-10, 15:27 | Сообщение # 6
|
Модератор
767 сообщений
|
У вас время занятия ограничено? Не знаю насчет можно ли только проблемные или надо весь, опыта у меня мало. Но почему то кажется, что лучше весь. И можно сначала вылепить, а на след занятии осваивать.
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2015-03-10, 15:31 | Сообщение # 7
|
Админ
708 сообщений
|
Тая, а вы попробуйте проработать именно проблемные буквы по Дейвису, т.е. попросите ребенка придумать какой-нибудь сюжет с каждой буквой, слепите его и букву, вроде такого: "Это дом, он начинается на букву Д", важно задействовать все виды памяти. По аналогии с проработкой слов при чтении: Освоение слов
|
|
| |
Тая |
Вторник, 2015-03-10, 15:42 | Сообщение # 8
|
Модератор
306 сообщений
|
Andy, спасибо за совет. Я, конечно, понимаю, что проработать все буквы было бы очень полезным. Но уже конец учебного года... Где вы раньше были? Шучу. Лепка, конечно, давно применяется в логопедии, но больше в 1 классе. И не всегда её удобно использовать на логопедических занятиях: уж больно много времени забирает... Но попробую со второклассником. И с сюжетом.
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2015-03-10, 15:53 | Сообщение # 9
|
Админ
708 сообщений
|
Тая, мы с сыном начали лепить в середине 4 класса. Заканчивалась начальная школа, исправляли одновременно чтение и грамматику. Сейчас он в 6 классе, но все равно приходится иногда прибегать к лепке. Да, времени много отнимает, но и результат дает.
|
|
| |
Тая |
Вторник, 2015-03-10, 16:21 | Сообщение # 10
|
Модератор
306 сообщений
|
Боюсь, мне его семья помогать не станет... Разве что старший брат-семиклассник, который в начальной школе очень увлекался лепкой. Жаль, в то время мы не использовали это его стремление всё время лепить... А насколько самостоятельными должны быть работы ребёнка?
Сообщение отредактировал Тая - Вторник, 2015-03-10, 16:22
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2015-03-10, 16:46 | Сообщение # 11
|
Админ
708 сообщений
|
Цитата Тая ( ) А насколько самостоятельными должны быть работы ребёнка? Идея и реализация должны быть его. Рутина, вроде подготовки и раскатывания пластилина, ваша. Бывает, что у ребенка туго с идеями, предлагайте разные варианты, а он пусть выбирает. Чем ближе и понятнее ему сюжет, тем больше шансов на запоминаемость.
|
|
| |
Tamina |
Среда, 2015-03-11, 09:30 | Сообщение # 12
|
Логопед
32 сообщений
|
Да, ребёнок явно речевой: дизартрик. Нарушено и произношение, и фонематика, и мелкая моторика... Вот и решила попробовать с ним лепить, но, видимо, начала не с начала...
|
|
| |
Andy |
Среда, 2015-03-11, 10:19 | Сообщение # 13
|
Админ
708 сообщений
|
Tamina, все равно нужно определиться имеет ли место проявление диспраксии. Если ребенок может лепить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии - это уже хорошо, значит дело в буквах. Как он лепит квадрат, треугольник?
|
|
| |
Tamina |
Среда, 2015-03-11, 10:45 | Сообщение # 14
|
Логопед
32 сообщений
|
Цитата Andy ( ) Как он лепит квадрат, треугольник? Полепим завтра... Хотя, наверное, особых проблем с этим не будет... Сегодня лепили алфавит. За урок весь его вылепить не успели - брала его на часть следующего урока. Буквы, конечно, неровные, корявые, но узнаваемые. Некоторые отзеркаливает: У, И, Ц, Ч. Ну вот почему он вчера мне почти за целый урок не смог одну букву Д вылепить?!! Сфотографировала на телефон его творчество. Ещё не сломала. Завтра попробуем лепить маленькие печатные буквы.
|
|
| |
Andy |
Среда, 2015-03-11, 10:59 | Сообщение # 15
|
Админ
708 сообщений
|
Tamina, если с другими буквами проблем нет, по-видимому проблема лежит в психологической плоскости. Оцените состояние ребенка, пока он пытается лепить эту букву, нет ли каких-то аномалий, вроде бросает в жар, озноб, трясущиеся руки, зацикленность... сразу прерывайте занятие. Моего ребенка бросает в жар при лепке некоторых букв. Покопайтесь в его воображении, что происходит при виде этой буквы. Положите перед ним только эту букву, попросите запомнить, закрыть глаза и представить её, пусть расскажет что он представляет, какие образы всплывают в его голове, что его тревожит или беспокоит. Найдете причину - поймете, как исправить.
|
|
| |