ОСВОЕНИЕ БУКВ
|
|
Tamina |
Среда, 2015-03-11, 11:19 | Сообщение # 16
|
Логопед
32 сообщений
|
Цитата Andy ( ) если с другими буквами проблем нет Проблемы у него есть и с другими буквами, но с этой наиболее острые: он почти никогда её не прочитывает правильно. Сегодня во время лепки алфавита он её махом вылепил. А вчера я начала с этой буквы - результат был близок к 0... Понаблюдаю завтра за ним во время лепки попристальней...
|
|
| |
Andy |
Среда, 2015-03-11, 11:50 | Сообщение # 17
|
Админ
708 сообщений
|
Попробуйте увеличить размер буквы в 2, 5, 10 раз, пробуйте рисовать мелом на доске, пальцем на песке, палкой на снегу, ногой по грязи, рукой в воздухе... ищите, почему эта буква особенная.
Tamina, сфотографируйте проблемную букву, вдруг кто-то на форуме увидит знакомые им проблемы.
|
|
| |
Тая |
Среда, 2015-03-11, 15:44 | Сообщение # 18
|
Модератор
306 сообщений
|
Я так поняла, что алфавит в обязательном порядке учится. А зачем?
|
|
| |
Andy |
Среда, 2015-03-11, 15:59 | Сообщение # 19
|
Админ
708 сообщений
|
Как без этого, если ребенок не может назвать буквы алфавита без запинки... Как выявить проблемные буквы...?
Мой ребенок учил алфавит в середине 4 класса - поверьте, это не пошло во вред.
|
|
| |
Тая |
Среда, 2015-03-11, 16:43 | Сообщение # 20
|
Модератор
306 сообщений
|
Цитата Andy ( ) Как без этого, если ребенок не может назвать буквы алфавита без запинки... Ну, это спорный вопрос. Многие методисты считают, что знание алфавита совершенно не принципиально, а в начальный период обучения грамоте вообще нельзя называть буквы по их названию, только по их произношению.Цитата Andy ( ) Мой ребенок учил алфавит в середине 4 класса - поверьте, это не пошло во вред. В 4 классе - да, согласна. А в 1, 2 - ни к чему или с большой осторожностью.
|
|
| |
Yucca |
Среда, 2015-03-11, 17:14 | Сообщение # 21
|
Модератор
767 сообщений
|
Выучить алфавит - не самоцель, вроде как. Лепят его целиком для того, чтобы найти и проработать буквы-пускатели дезориентации. А то что он при этом выучивается - это просто побочный эффект, как я понимаю, пусть даже нужный. Знать алфавит в любом, кстати, возрасте полезно, чтобы в словаре, например, ориентироваться, ИМХО.
|
|
| |
Yucca |
Среда, 2015-03-11, 17:24 | Сообщение # 22
|
Модератор
767 сообщений
|
Цитата Тая ( ) В 4 классе - да, согласна. А в 1, 2 - ни к чему или с большой осторожностью. А почему тогда в конце изучения азбуки дети учат алфавит? Вот моей дочке ( 1 класс) как раз задали на дом учить. Насчет стоит ли учить ДО изучения звуков - не знаю, ничего не могу сказать.
|
|
| |
Тая |
Среда, 2015-03-11, 17:39 | Сообщение # 23
|
Модератор
306 сообщений
|
Цитата Yucca ( ) А почему тогда в конце изучения азбуки дети учат алфавит? Ну, так это в конце изучения. Имеется в виду норма освоения. Даже с этой нормой не все методисты согласны. А я говорю не о норме. У меня второклассник не освоил ещё чтение. Какой ему алфавит? Когда я проходила курсы по кубикам Зайцева, он говорил, что в современной школе ребёнок учится читать не благодаря традиционной методике, а вопреки ей. Как раз он тоже против раннего изучения алфавита.
|
|
| |
Yucca |
Среда, 2015-03-11, 17:45 | Сообщение # 24
|
Модератор
767 сообщений
|
Вопрос интересный. Первое упражнение по чтению после курса, которое дали моему сыну (но его довольно быстро отменили) - это называть слова по буквам. Открывать по одной и просто тупо называть буквы (не звуки). А потом называть слово - разом, не по слогам. Цель упражнения - чтобы ребенок четко идентифицировал буквы. И в книге еще написано, что это для того, чтобы ребенок приучился читать без сверх концентрации, что обычно для дислектиков. Но мой ребенок читал к тому моменту, естественно. С ошибками, медленно, по слогам, но читал. А если не читающий ребенок... не знаю.
|
|
| |
Тая |
Среда, 2015-03-11, 17:47 | Сообщение # 25
|
Модератор
306 сообщений
|
Цитата Yucca ( ) Знать алфавит в любом, кстати, возрасте полезно, чтобы в словаре, например, ориентироваться, ИМХО. Вот только для этого алфавит и нужен.))) А с лепкой алфавита я согласна. А вот называть буквы ША, ЭС - это с осторожностью, чисто индивидуально, ориентируясь на ребёнка, чтобы не навредить.Цитата Yucca ( ) Лепят его целиком для того, чтобы найти и проработать буквы-пускатели дезориентации. А вот о пускателях: как их увидеть во время лепки алфавита? Можно конкретные примеры привести?
|
|
| |
Yucca |
Среда, 2015-03-11, 17:51 | Сообщение # 26
|
Модератор
767 сообщений
|
Если ребенок никак не может запомнить эту букву и назвать ее в правильном порядке. То есть, пропускает во время проработки алфавита. Если называет вместо нее другую - тогда нужно сделать сравнение с этой другой, проговорить сходства и отличия. Еще вроде как может в жар бросать и еще какие-то симптомы соматические бывают, но у моего сына вроде такого не было. Возможно также, буква-пускатель, если ребенок никак не может вылепить похоже на образец, но в нашем случае такого тоже не было.
|
|
| |
Andy |
Среда, 2015-03-11, 20:17 | Сообщение # 27
|
Админ
708 сообщений
|
Цитата Тая ( ) А вот о пускателях: как их увидеть во время лепки алфавита? Можно конкретные примеры привести? Любые символы и слова, которые ребенок искажает, игнорирует, каверкает, зеркалирует являются пускателями. По сути, ребенок не может сходу узнать символ/слово - его мозг машинально строит трехмерную модель символа/слова, ребенок больше не смотрит в книгу, а мысленно начинает анализировать эту трехмерную модель, отсюда тормоза при чтении, угадывание, зеркалирование и т.п. Т.е. пускатели запускают процесс трехмерного моделирования. Идея Дейвиса, как раз и заключается в том, что бы при чтении ребенок идентифицировал символ/слово раньше, чем запустится процесс моделирования, а если запустился, то ребенок должен знать, как выйти из этой ситуации. Что происходит при лепке буквы-пускателя: ребенок точно так же строит в голове трехмерную модель, поскольку в этот момент он уже не смотрит на стол, он не может эту букву слепить. Он начинает усилием воли бороться с этим состоянием - как следствие гипернапряжение, жар, трясущиеся руки, ступор, зацикливание.
|
|
| |
Тая |
Четверг, 2015-03-12, 03:32 | Сообщение # 28
|
Модератор
306 сообщений
|
Спасибо за разъяснения. Опишу, как ребёнок читает простые слова. Некоторые он прочитывает обычным способом: посмотрел, прочитал, понял. Трудные слова читает совсем по-другому: смотрит, пробует читать - читает совсем неправильно, или правильно, но очень медленно, не понимает, что прочитал - спрашивает: "Что здесь написано?" Если просишь прочитать ещё раз, чаще всего, на слово не смотрит, читает как бы в уме. В результате слово может быть прочитано и понято со второго раза.А вот если со второго раза не получилось - то всё... Даже самое простое слово читаю за него я: всё равно не прочитает... Даже если раньше он его прочитывал. Работаем по домино "слово - картинка", т.к. там не надо специально контролировать понимание каждого слова. По книге читать или совсем не получается, или очень мало... Алфавит читает с единичными ошибками, а ошибки при чтении слов - самые невероятные, как будто букв совсем не знает.
|
|
| |
Andy |
Четверг, 2015-03-12, 08:19 | Сообщение # 29
|
Админ
708 сообщений
|
Цитата Тая ( ) читает как бы в уме Да, именно так. Ребенок "отсканировал" образ слова и больше в книгу не смотрит - занимается анализом этого слова в своем воображении. Даже если вы попросите его прочитать слово еще раз, велика вероятность, что он пропустит фазу "сканирования" слова, а просто запустит процесс анализа еще раз - с тем же результатом. Хорошо если его зрачки остаются сфокусированными на "отсканированном" слове, вернувшись от мысленного анализа к книге, он продолжит с этого же места. Но часто бывает, что в этот момент глаза вздрагивают, ребенок возвращается не туда - теряет место чтения или продолжает читать с нового места, пропуская слова, а то и целые строки. О понимании прочитанного в таком случае речь уже не идет.
Тая, попробуйте это слово проработать, как описано здесь - освоение слов. Ребенок, как правило, начинает узнавать слово сразу же. Однако, если в слове есть проблемные буквы,то надо сначала устранить их. Поэтому, по Дейвису, сначала учат алфавит.
|
|
| |
Tamina |
Пятница, 2015-03-13, 07:59 | Сообщение # 30
|
Логопед
32 сообщений
|
Начала пробовать методику. Лепили алфавит: большие печатные буквы. Белого пластилина не хватило... В процессе работы исправили зеркальную И. Ц. Сделал это за урок.
Добавлено (2015-03-13, 7:59 AM) --------------------------------------------- На части следующего урока исправили ошибку с буквой У, заменили жёлтые буквы на белые, долепили алфавит до конца, читали его. Я сама не очень-то понимаю, как можно проанализировать эту работу... кроме того, что ребёнок зеркалит отдельные буквы...
|
|
| |