RSS ЧатЛентаПравилаПоискВход  
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Yucca  
Понятие дислексии
Tamina Четверг, 2015-03-19, 11:51 | Сообщение # 1
Логопед
32 сообщений
Цитата Yucca: есть объяснение, почему наши психологи ничего не знают о дислексии. Этого нет в программах обучения. Вот только вопрос - а психолог, он что, знает только то, чему его в ВУЗе научили? Вот если не научили в его 20 лет, он и не узнает ничего сверх программы обучения? А где самообразование? Вот пришел к тебе ребенок с непонятной проблемой, ну погугли что ли, поищи инфу. Или я слишком пристрастна?

На западе и у нас в стране явно расходятся определения дислексии. Психолог, логопед, и любой другой педагог будет придерживаться, естественно, традиционных для отечественной педагогики определений. А что он будет делать с нетрадиционными в рамках традиционного образования, традиционной методики?
Такое светило, как Корнев, мог бы, конечно, и расширить общепринятое у нас в стране мнение, но... почему-то этого не происходит. Чего уж говорить о рядовых школьных психологах? Да им и дела нет до дислексии, раз под ней подразумевается чисто логопедическое заключение.


Сообщение отредактировал Tamina - Четверг, 2015-03-19, 11:51
 
Andy Четверг, 2015-03-19, 12:07 | Сообщение # 2
Админ
708 сообщений
Цитата из википедии

Цитата
В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Вот почему нарушениями психических функций занимаются логопеды, а не психологи?
Или логопеды должны быть также и психологами?
 
Тая Четверг, 2015-03-19, 17:14 | Сообщение # 3
Модератор
306 сообщений
Цитата Andy ()
Или логопеды должны быть также и психологами?

Логопеды тоже занимаются развитием психических процессов, как и психологи. Да и сама речь - это психический процесс. Но всё-таки есть разница, заниматься попутно или нацеленно.
 
Andy Четверг, 2015-03-19, 18:51 | Сообщение # 4
Админ
708 сообщений
Цитата Тая ()
Логопеды тоже занимаются развитием психических процессов
Тая, у вас вообще не должно возникнуть никаких проблем с методикой Дейвиса. Уж если её просто родители с форума осваивают, вы по определению с ней справитесь.
 
Тая Четверг, 2015-03-19, 19:16 | Сообщение # 5
Модератор
306 сообщений
Цитата Andy ()
вы по определению с ней справитесь.

Надеюсь. Если никто не будет мешать, а это уже сомнительно.
 
Tamina Пятница, 2015-03-20, 08:39 | Сообщение # 6
Логопед
32 сообщений
Вернёмся к определению дислексии.

Словарь медицинских терминов
дислексия (dyslexia; дис- + греч. lexis речь, слово) - легкая степень алексии

Другой словарь медицинских терминов
Дислексия (Dyslexia)- нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия примерно в возрасте семи лет (иногда раньше); по-другому это заболевание называется иногда специфической дислексией (specific dyslexia), нарушение способности к чтению (develop mental reading disorder или developmental word blindness), чтобы отличать его от приобретенных трудностей в освоении чтения и письма. http://www.onlinedics.ru/slovar/med/t/disleksija-_dyslexia.html


Сообщение отредактировал Tamina - Пятница, 2015-03-20, 08:55
 
Yucca Пятница, 2015-03-20, 08:59 | Сообщение # 7
Модератор
767 сообщений
Алексия (от др.-греч. ἀ- — отриц. частица и λέξις — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом
чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазия).

То есть, это рассматривается, как болезнь. Дейвис у себя пишет, что он случайно обнаружил, что может управлять своей дислексией. В моменты творческой увлеченности ее симптомы усиливались. А потом он нащупал способ, как вообще их можно убрать. И смог нормально читать.
В таком случае, это не болезнь, а особенность мышления.
Но, по большому-то счету, неважно, как это называть, болезнью или особенностью, важно найти способ помочь ребенку с дислексией нормально жить.
Недаром пишут, что процент дислектиков среди малолетних правонарушителей высокий. И Корнев об этом говорит, и писали где-то про исследования в Израиле.
Грустный факт в том, что традиционные способы коррекции, принятые у нас, ничего не дают.
 
Tamina Пятница, 2015-03-20, 09:40 | Сообщение # 8
Логопед
32 сообщений
Большая психологическая энциклопедия 
существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными показателями умственного развития. Ср. Алексия. Син. Д. развития (developmental dyslexia). Имеются данные о существовании наследственного фактора Д. Предполагается, что одной из причин Д. м. б. задержка в развитии латерализации функций головного мозга.
 
Тая Понедельник, 2015-04-06, 03:10 | Сообщение # 9
Модератор
306 сообщений
Недавно смотрела одно видео-интервью с кем-то из психологов по поводу причин дислексии. Так вот в качестве одной из причин увеличения количества детей с проявлениями дислексии она определила то, что современные дети слишком много и долго проводят времени среди картинок-образов: мультфильмы, игры, комиксы... Их мозг таким образом не готовится к восприятию символов. Для меня это прямо информация к размышлению...
 
Yucca Понедельник, 2015-04-06, 17:53 | Сообщение # 10
Модератор
767 сообщений
Я, конечно, не психолог, но что-то мне не верится, что мультики и комиксы виноваты... Я к сыну с 4-х лет с буквами навязывалась. Безуспешно. Но ведь видел он их. Читала ему довольно много, он рядом сидел. А младшая сестра, которая росла в тех же условиях, выучила буквы играючи, просто проходя мимо наших с сыном надрывных занятий. Буквально - проходя мимо. То есть, алфавит я с ней вообще не учила, а когда она буквы уже знала, то показала, как их сливать в слоги, со словами ОСА и еще какими-то с гласных букв. (Это мне логопед, которая с сыном занималась, сказала, с чего лучше начать учить читать). А дальше уже было дело техники - просто читали лето перед школой каждый день, потихоньку нарастала скорость. Дети в одной семье.
 
Andy Воскресенье, 2015-04-12, 20:01 | Сообщение # 11
Админ
708 сообщений
Определение дислексии , принятое в штате Нью-Джерси в 2013 году.

Цитата
Dyslexia is a specific learning disability that is neurological in origin.  It is characterized by difficulties with accurate and/or fluent word recognition and by poor spelling and decoding abilities.  These difficulties typically result from a deficit in the phonological component of language that is often unexpected in relation to other cognitive abilities and the provision of effective classroom instruction. Secondary consequences may include problems in reading comprehension and reduced reading experience that can impede growth of vocabulary and background knowledge
Дислексия - специфичная неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным и/или беглым распознаванием слов и слабыми способностями написания и расшифровывания. Эти трудности обычно происходят из дефицита в фонологической компоненте языка, которые часто не имеют отношения к другим когнитивным (познавательным)  способностям и эффективности школьного обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного и ослабленном навыке чтения, которые могут препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний.
 
Andy Вторник, 2015-05-05, 19:59 | Сообщение # 12
Админ
708 сообщений
Определение дислексии международной ассоциацией дислексии.

Цитата
Dyslexia is characterized by difficulties with accurate and / or fluent word recognition and by poor spelling and decoding abilities. These difficulties typically result from a deficit in the phonological component of language that is often unexpected in relation to other cognitive abilities and the provision of effective classroom instruction. Secondary consequences may include problems in reading comprehension and reduced reading experience that can impede growth of vocabulary and background knowledge.
"Дислексия характеризуется трудностями с точным и/или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти проблемы обычно происходят из дефицита в фонологической компоненте языка, часто не связанной с познавательными способностями и эффективностью школьного обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом".

Не сразу обратил внимание - определения совпадают слово в слово, просто выкинули нейрологическое происхождение.
 
Andy Воскресенье, 2015-05-31, 18:07 | Сообщение # 13
Админ
708 сообщений
В копилку.
Цитата
Да, дислексия это диагноз. Как и дальтонизм, как и отсутствие музыкального слуха. Если мы чуть-чуть задумаемся, то заметим, что письмо и чтение узкоспециализированные навыки напрямую не связаны с выживанием. А что точно известно про любой узкоспециализированный навык? То что он не распространяется на всю популяцию. Что такое в сущности чтение? Это распознание и обработка кодированной информации, распознание цветов и звуков нот в ключевом понимании тоже самое, но никто и не подумает что дальтоника можно высмеивать тыкать пальцем и говорить что он неуч, а люди без музыкального слуха вообще остаются в стороне. Вы можете спросить, почему только сейчас об этом стали задумываться? Так стоит благодарить прогресс, если большинство закреплённых инстинктов и навыков вырабатывались природой и естественным отбором в течении многих сотен тысяч лет. То прогресс подарил нам столь массовые ответвления культуры в считанные столетия. И за все эти столетия на сколько нам всем известно, люди с дислексией могли спокойно сосуществовать в одной социальной среде с остальным населением, не привлекая к себе ни какого внимания. если поднимая тему уходить в нейрофизиологию и психологию, то дислексия не имеет отношения к патологическим отклонениям, как и дальтонизм, не снижает показатель интеллекта, или его дивергентность. Но в чём может быть корень проблемы? Кроме эволюции наверно некого винить, её задача в том что бы особи выжили, а чтения в этом далеко не всегда задействовано, так же в её интересах развивать вариативность навыков и способностей. Это очень просто рассмотреть в интересах популяции, вариативность охватывает разные области, сферы нашего мира, и если же условия изменятся и популяция будет истребляться, то возможно, некоторые из комбинаций навыков будут спасительными.
 
Andy Среда, 2015-07-08, 14:29 | Сообщение # 14
Админ
708 сообщений
Чудеса, да и только. Международная ассоциация дислексии снова вернула в определение дислексии нейрологическое происхождение: http://eida.org/definition-of-dyslexia/
 
Andy Вторник, 2015-08-04, 11:36 | Сообщение # 15
Админ
708 сообщений
Цитата Tamina ()
На западе и у нас в стране явно расходятся определения дислексии.
На западе понятие дислексия (в широком смысле) включает в себя все проблемы мешающие освоению письменной речи: дислексия (в узком смысле, как неспособность читать), дисграфия, дисорфография, дискалькулия, диспраксия, СДВ(Г). Поэтому, на западе ребенку, умеющему читать, но неспособному грамотно писать, тоже ставят диагноз дислексия.
У нас это все отдельные проблемы, не связанные между собой.

Я склоняюсь к определению принятому на западе.
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: