Дислексия по-русски
|
|
Andy |
Вторник, 2017-12-05, 20:42 | Сообщение # 1
|
Админ
708 сообщений
|
Это мой взгляд на проблему дислексии. За последние 5 лет я прошел с ребенком массу "специалистов", отстранил троих учителей от обучения, поменял школу, прихожу к неутешительному выводу, специалистов по дислексии в стране нет, от слова совсем. Есть специалисты, которые боятся слова дислексия и выписывают направления в вышестоящие инстанции, их можно понять. Есть специалисты, которые просто надувают щеки, и делают заявления, вроде: "если бы вы пришли ко мне тогда, 5-7-10 лет назад, все было бы по другому...", на таких я ставлю крест. Учителя в массе своей не понимают, что такое дислексия, большинство и не хочет понять. Есть отдельные педагоги "от бога", которые чисто интуитивно находят подход к ребенку, с ними ребенок делает успехи. Однако, как он будет сдавать экзамены...
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2017-12-05, 20:49 | Сообщение # 2
|
Админ
708 сообщений
|
В отечественной медицине нет такого понятия, как дислексия. Не смотря на то, что в психиатрии есть определения: "трудности с освоением навыка чтения, письма, счета" - они не классифицируются как дислексия, дисграфия и дискалькулия. Если у ребенка нет явных, видимых невооруженным взглядом, проблем с психикой, то ребенок не их пациент.
В педагогических вузах есть кафедры дефектологии и логопедии. Дефектолог Цитата высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками а именно занимается слепыми, глухими, немыми и умственно отсталыми. Дислектики не из их числа. Логопед Цитата высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.) Дислексию и дисграфию поставили в один ряд с заиканием и шепелявостью. Читаем дальше:Цитата Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи – по сути, учит правильно говорить и это всё? А как же письменная речь? Не, не слышали? Цитата Получить диплом логопеда могут лица, у которых уже есть какое-либо среднее профессиональное или высшее образование то есть от ПТУ до логопеда один шаг!!!
В моем понимании: "высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов" это аспирант, кандидат наук, доцент, профессор, академик, но никак не лицо со средним или высшим образованием, прошедшее курсы повышения квалификации. В итоге: в стране просто нет высококвалифицированных специалистов по дислексии, дисграфии, дискалькулии.
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2017-12-05, 20:50 | Сообщение # 3
|
Админ
708 сообщений
|
В России принято рассматривать дислексию, дисграфию и дискалькулию по отдельности, как несвязанные между собой проблемы. Под термином дислексия у нас понимают любые проблемы с чтением, и только с чтением, аналогично дисграфия - любые проблемы с письмом, дискалькулия - любые проблемы со счетом. Однако, проблемы с чтением это еще не дислексия, если проблема решается путем регулярного чтения, то это не более, чем задержка развития навыка чтения. Точно так же, если дополнительные занятия решают проблемы с математикой, то это всего лишь задержка развития навыка счета, а не дискалькулия. Дислексия это стойкая избирательная неспособность к обучению вообще и чтению в частности. Проблема не решается регулярными занятиями. Количество не переходит в качество. Навыки не автоматизируются.
На западе, в том числе и в центре Дейвиса, под термином дислексия понимают все проблемы связанные с обучением, которые не решаются регулярными традиционными занятиями. Дислексия в широком понимании этого слова, включает в себя и проблемы с чтением, и с письмом, и со счетом. Таким образом под термином дислексия понимают и дисграфию, и дискалькулию. Дейвис, кроме всего прочего, включает и диспраксию, и СДВ. Другими словами: дисграфия это дислексия в письме, дискалькулия - дислексия в математике, диспраксия - дислексия в спорте.
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2017-12-05, 20:54 | Сообщение # 4
|
Админ
708 сообщений
|
В нашей стране бытует непонимание не только того, что такое дислексия, но и её признаков. Одна из самых распространенных ошибок: зеркалирование букв считают признаком дислексии. Вот двое детей зеркалят буквы, и это не имеет ничего общего с дислексией. "Снегурочка", Аня, 5 лет "Папа не хочет учиться", Марьяна, 6 лет
Даже если ребенок зеркалит буквы в первом классе, не факт, что это дислексия. Аналогично с чтением, если ребенок плохо читает до школы, это еще ни о чем не говорит. О дислексии можно говорить только, если к концу второго класса проблема не решилась, не смотря на качество получаемого образования и на дополнительные занятия. Если к концу второго класса ребенок читает (пишет, считает) так же, как и в начале первого класса - это тревожный сигнал и отправная точка для диагностики дислексии. Отсутствие прогресса в обучении самый надежный признак дислексии. Все остальные признаки лишь косвенное подтверждение этой проблемы. Бытует мнение, что если начать заниматься до школы, то от дислексии можно избавиться. Заблуждение. Дислексия это стойкая избирательная неспособность к обучению. Если ребенок еще не получил никакого обучения, откуда вам знать в чем именно будет выражаться эта неспособность. Может вы, говоря словами Дейвиса, "лаете не на то дерево". Дислексия - это черная кошка в темной комнате - прежде чем вы возьметесь её ловить, убедитесь, что она там есть. И не питайте иллюзий. От дислексии нельзя избавиться, можно лишь частично компенсировать её за счет смежных навыков. Дислектики это такие же правополушарные дети, как и левши, вы не можете поменять им полушария местами, а следовательно, дислексия это пожизненное состояние. Можно научить дислектиков обходить известные проблемы стороной, либо дать им решение уже встретившихся проблем, однако новые проблемы будут по-прежнему приводить ребенка в ступор, поэтому дислексия никуда не денется, она лишь затаится, станет неприметной.
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2017-12-05, 20:58 | Сообщение # 5
|
Админ
708 сообщений
|
Дислексия это образ мышления, а не заболевание, поэтому от неё нет ни таблеток, ни лекарств, но ей могут сопуствовать заболевания, которые требуют медикаментозного лечения. Убедитесь, что эти сопутствующие заболевания не являются причиной задержки развития школьных навыков. Если причина в них, вздохните спокойно, это не дислексия. Лечитесь и занимайтесь.
Дислексия это серьезная проблема. И часто спрашивают откуда утверждение, что дислексия это дар...!? Корень вопроса кроется в неправильном толковании слова "Дар". Все словари (Ушакова, Даля, Ожегова и др.) ставят знак равенства между понятиями дар и талант. Однако, между ними есть разница. Дар лежит в основе таланта. Талант не может существовать без дара, а дар без таланта может. Например: человек с музыкальным слухом работает инженером. У него есть дар - музыкальный слух. Но талантливым музыкантом он не стал - "зарыл талант в землю". Дар - это врожденная, не реализованная способность. Талант - это реализованная способность, в основе которой лежит дар. Дислектики - носители некоей способности, которую наше общество (на данном уровне развития) не понимает, не может понять, а часто и не хочет понять. Ситуация медленно, но меняется. На западе более 30 лет уделяют этому вопросу пристальное внимание. В России за последние 10 лет произошли некоторые подвижки. Однако, пройдет ещё лет 100 прежде, чем человечество поймет, что из дислектиков вырастают гении едва ли не чаще, чем из недислектиков. По статистике: дислектиков 5-7%, по некоторым оценкам до 17%. Отбросим тех, кто "справился с дислексией", очевидно, что это была просто задержка развития, отбросим и тех, кто не испытывает никаких проблем с обучением, кого просто научили неграмотно писать, благодаря фонематической методике обучения. Реальных дислектиков не более 10%.
|
|
| |
Andy |
Вторник, 2017-12-05, 21:01 | Сообщение # 6
|
Админ
708 сообщений
|
Успешными людьми становятся те, кто может мыслить нестандартно, нетривиально; кто может держать в уме массу, на первый взгляд, ненужной информации; кто умеет делать ошибки и извлекать из этого пользу. В этом смысле наши дислектики уже сейчас выделяются из серой массы: они видят то, чего мы с вами привыкли не замечать, они запоминают то, что наш мозг считает несущественным или излишним, они делают ошибки там, где мы даже не можем себе представить. По статистике, среди успешных людей до 40% дислектики, по той же статистике, успешными становятся 5 человек из 100. Не трудно догадаться, что из 5 успешных людей двое дислектики. Из 10 дислектиков двое станут успешными, в то время, как из 90 недислектиков только трое добъются успеха. Дар дислексии заключается в умении мыслить не как все. Не смотря на всю серьезность проблемы, дислексия это, своего рода, входной билет в клуб успешных людей, но это и плата за вход без конкурса. В таком свете становится понятным происхождение высказывания: "Отличники, обычно работают под управлением хорошистов, в компаниях созданных троечниками. Двоечникам при жизни ставят памятники". Из отличников получаются превосходные исполнители. Дислектики хотели бы быть отличниками, но не могут.
Наша задача помочь нашим дислектикам преодолеть надуманные обществом препоны, дать им возможность проявить свои способности, не позволить им скатиться вниз. У них в разы больше шансов добиться успеха, но без нашей помощи они не справятся. Все слышали фразу "Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами". Но задумывался ли кто либо из вас, кто эти таланты, и почему им нужно помогать? У отличников и так все получается, выходит талант не в этом... Очевидно, что речь и не о бездарях и бездельниках. Может речь о дислектиках...!? Ведь им нужно помогать.
Если бы у меня был выбор: быть ребенку дислектиком или нет, заранее зная, что дислектик добъется успеха, что бы я выбрал? Мой ответ НЕТ, не нужен мне успех такой ценой.
Это только мое мнение, и оно не обязано совпадать с чьим либо ещё.
|
|
| |